ЛИКВИДАТОР ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС ИОСИФ КАЛЮЖНЫЙ НЕ ПОНАСЛЫШКЕ ЗНАЕТ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ДОЛГ

26 апреля 1986 года – эта апрельская дата стала особенной не только для Беларуси, России и Украины, но и для всего мира. Тысячи белорусов были вынуждены покинуть свои дома, родные города, деревни и поселки. Находились и те, кто хотел поживиться на этой трагедии, но на их пути стояли стражи порядка, которые выполняли свой профессиональный долг. Среди этих отважных правоохранителей были и наши земляки.

По долгу службы белорусские правоохранители одними из первых стали на защиту своего Отечества. Иосифу Ивановичу Калюжному было 28 лет, когда его, милиционера-водителя Новогрудского РОВД, в составе добровольного отряда направили на осуществление охраны в 30-километровую зону отчуждения Чернобыльской АЭС.

– Когда произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, нам предложили ехать и помогать. Мне довелось служить в зоне отчуждения в июле – августе 1986 года, – рассказывает Иосиф Иванович. – Мы несли службу в Брагинском районе Гомельской области. Основной задачей была охрана общественного порядка в зоне отчуждения и недопущение фактов мародерства. Разместили нас в здании детского сада в поселке Комарин. Жили по 5 человек в комнате, выезжали в наряд на сутки. Питание было хорошее, но все – от воды до продуктов – исключительно привозное.

Вспоминая время службы в Чернобыле, Иосиф Калюжный отмечает, что по сей день помнит те чувства, которые испытал, прибыв в зону отчуждения. Населенные пункты были пустыми, безлюдными, одни собаки бегали. Врезался в память поселок Солнечный. Этот населенный пункт строился в начале 70-80-х годов. Многоквартирные жилые дома, школа, детский сад, недостроенный дом культуры, детские площадки, почта, сельсовет, магазин… Благоустроенный молодой поселок, где еще совсем недавно кипела жизнь, словно стал символом полной опустошенности.

– Местные жители уехали в спешке, взяли с собой только самое необходимое, оставили все нажитое годами имущество. Заходишь в дом – там мебель, бытовая техника, вещи, газеты, семейные фотографии. Казалось, что хозяев просто нет дома, и они вот-вот вернутся. Но все мы понимали, что этого не будет. Картина, конечно, впечатляющая и ужасающая, – продолжает мой собеседник. – К службе все относились серьезно, понимали, что ситуация непростая. Мы, люди в погонах, не понаслышке знали значение слова долг.

Вернувшись из зоны отчуждения, Иосиф Иванович продолжил службу в Новогрудском РОВД. На заслуженный отдых мужчина пошел помощником начальника оперативно-дежурной службы в звании майора. Ветеран милиции на личном примере воспитал ответственных и серьезных детей. Дочь Иосифа Ивановича работает старшим менеджером в Минске, а сын пошел по стопам отца и сейчас служит старшим участковым в столице.

Ветеран милиции и сегодня продолжает вести активный образ жизни, работает водителем в СООО «Суперпак Инвест». Не теряет связи Иосиф Калюжный и с бывшими коллегами.